Иран без санкций: скачок Армении из периферии в эпицентр событий

© Sputnik / Андрей Стенин / Перейти в фотобанкПразднование годовщины исламской революции в Иране
Празднование годовщины исламской революции в Иране - Sputnik Армения
Подписаться
С учетом соглашения по ИЯП, Еревану и Тегерану необходимо искать новые и более перспективные направления сотрудничества, поскольку большинство армяно-иранских проектов после выхода Ирана из международной изоляции потеряет свою актуальность.

ЕРЕВАН, 3 авг- Sputnik. Историческое соглашение по Ирану сулит этой стране перспективу выхода из-под международных финансовых, военно-технологических и экономических санкций. Этот процесс окажет влияние на ее отношение с соседними странами. В связи с этим, как отмечают эксперты и политики, определённую трансформацию понесут и армяно-иранские отношения. С соседней Арменией у Исламской Республики налажены достаточно плотные политические связи, которые прошли испытание на прочность в годы международной изоляции Ирана.

Эксперты не ожидают резкого скачка армяно-иранской торговли даже после отмены всех санкций. С изменением региональной среды, стоит ожидать перемен также в подходе Тегерана к ранее утвержденным на политическом уровне, но так и не реализованным на деле армяно-иранским проектам. Среди них можно перечислить – планы строительства армяно-иранской железной дороги, Мегринской ГЭС на пограничной реке Аракс, нефтеперерабатывающего завода (НПЗ), Третьей линии высоковольтной электропередачи, новой ТЭЦ для углубления бартерной торговли с Ираном (по схеме газ в обмен на электричество) и др.

Насколько они будут актуальны в новых условиях, когда у иранской стороны появятся дополнительные средства после размораживания ее зарубежных счетов и возвращения на международный нефтегазовый рынок. В динамично меняющейся региональной среде, по мнению иранистов и экономистов, сторонам необходимо искать новые и более перспективные направления сотрудничества, поскольку большинство армяно-иранских проектов после выхода Ирана из международной изоляции потеряет свою актуальность.

Торговля и коридор Север-Юг


После усиления финансово-экономических санкций в отношении Ирана торговля между Арменией и ИРИ сократилась на 50-60%. Еще в 2012 году объёмы товарооборота между странами были на уровне $350 млн. Несмотря на географическую близость и масштабы иранского рынка, Армения фактически потеряла Иран как торгового партнера. Из-за санкций были приостановлены межбанковские переводы, оборот финансовых средств, что резко сузило возможности межгосударственной торговли.

“Армения была отрезана от иранского порта Бандер Аббас в Персидском заливе, поскольку почти все крупные судоходные компании отказывались доставлять товары туда. Мы были вынуждены осуществлять львиную долю товарооборота через грузинские порты в Батуми и Поти”, — отмечает председатель Союза промышленников и предпринимателей Армении Арсен Казарян.

В настоящее время торговля между двумя странами осуществляется на уровне частных предпринимателей, работающих наличными. Из-за санкций и резкого обвала иранской национальной валюты сталкиваются с проблемами также частные предприниматели. “После того, как Иран вернется на международный ресурсный рынок и его зарубежные счета будут разморожены, национальная волюта Ирана окрепнет. Это может способствовать активизации, к примеру, торговли бараниной между Арменией и Ираном”, — отмечает иранист Севак Саруханян, между тем добавив, что резкого скачка в торговле между двумя странами не стоит ожидать.

Аналогичного мнения придерживается также экономист, председатель совета директоров Американской торговой палаты в Армении Тигран Джрбашян. На его взгляд, резкой активизации торговли не будет, поскольку производимая в Иране продукция в результате субсидий и инвестиций государства стоит дешевле, чем в Армении. В связи с этим ожидать наплыва армянских товаров на иранский рынок, который по своей сути к тому же протекционистский, не стоит.

Железная дорога - Sputnik Армения
Минтранс: Армения ищет инвесторов для проекта желдороги с Ираном
Не все однозначно также в создании коридора Север-Юг. Здесь фигурируют два основных проекта: строительство автомагистрали Север-Юг, который уже на стадии реализации и проект установления железнодорожного сообщения между двумя странами. Из них эксперты считают приоритетным автостраду Север-Юг, соединяющую транспортерные линии Ирана, Армении и Грузии. «Сохранение санкций снизило бы экономическую целесообразность данной автомагистрали», — отмечает Арсен Казарян.

Иран тоже выражает заинтересованность в создании коридора Север-Юг, однако крупных инвестиций в этот проект делать пока не готов. «Армения может стать связывающим звеном между Персидским заливом и Черным морем. Проект строительства железнодорожной ветки Иран-Армения оценивается порядка 3,2 млрд долларов, и для его реализации необходимы огромные инвестиции, которых пока нет», — ответил на недавней пресс-конференции в Ереване посол Ирана в Армении Мохаммад Реиси, отвечая на вопрос журналистов.

Посол подтвердил лишь прежнюю позицию Ирана построить железнодорожную ветку длиной в 90 км до армянской границы. Дальше Армения должна искать инвесторов сама для реализации самой масштабной и дорогой части проекта по своей территории, где предстоит прорыть только 120 км тоннелей.

Железная дорогая Иран-Армения не является приоритетом для Тегерана, считает Джрбашян, отмечая, что «это, скорее, армянский проект». «Тем более, что в скором времени у Ирана появится сквозное железнодорожное сообщение через Азербайджан, соединяющие железнодорожные ветки Ирана, России и Азербайджана», — напоминает эксперт.

ГЭС еще необходима, ТЭЦ и НПЗ – вряд ли

Судя по заявлениям экспертов и посла Ирана, в настоящее время для Тегерана самым перспективным проектом является строительство Третьей линии электропередачи и Мегринской ГЭС. Армения и Иран в период санкционной осады Исламской Республики осуществляли бартерную торговлю по схеме газ в обмен на электричество. С этой целью в свое время была построена Ереванская ТЭЦ.
Иран - Sputnik Армения
Посол: первый вице-президент Ирана посетит Армению
Недавно посол Ирана сообщил, что в октябре состоится визит вице-президента Ирана в Армению, в ходе которого будут обсуждены детали строительства Третьей линии электропередачи. Судя по всему, Иран заинтересован в осуществлении указанных проектов. К тому же для их реализации (по сравнению с той же железной дорогой) требуются сравнительно более скромные инвестиции. Стоимость проекта строительства ЛЭП оценивается в размере 350 млн. долларов.

Проекты строительства НПЗ и новой ТЭЦ, судя по заявлению иранского посла, еще долго останутся в зачаточном состоянии. «Проект есть, необходимы инвестиции», — отметил дипломат, отвечая на вопрос журналистов в Ереване о реалистичности строительства нефтеперерабатывающего завода в Армении, который должен был работать на иранском сырье. 

После снятия санкций с Ирана, отмечают эксперты, вероятность реализации указанных проектов резко снижается. «Как ТЭЦ, так и НПЗ были предусмотрены для той реальности, когда Иран не мог создавать аналогичные экономические объекты у себя, поскольку новые технологии не были ему доступны. После снятия санкций, зачем Ирану, например, строить НПЗ на территории Армении, если он уже может построить аналогичный завод у себя?», — задается вопросом Джрбашян.

«Портал» в Иран


В условиях, когда Иран выходит из международной изоляции и открывается миру как емкий рынок с 80 миллионным населением и с ВВП в размере $450 млрд, эксперты считают, что Еревану стоит менять приоритеты. По их словам, Армении необходимо сконцентрироваться на создании всех необходимых условий для становления полноценным «порталом» в иранский рынок.  

Среди соседних Ирану государств, по мнению экономиста Тиграна Джрбашяна, только Армения имеет шанс стать полноценной площадкой для международных инвесторов для работы на иранском рынке. Турция –региональный соперник, Ирак – все еще охвачен огнем войны, арабские страны с учетом религиозных противоречий не смогут претендовать на эту роль. Между Азербайджаном и Ираном также существуют острые проблемы.

«Остаётся лишь Армения, которая в план бизнес климата более привлекательна для инвесторов», — отмечает экономист, добавив, что картина становится полноценной, если учесть еще такие иранские факторы, как исламский банкинг и суды Шариата. «Иран привлекательная страна для торговли, но не для ведения и обслуживания бизнеса», — отмечает Джрбашян.

На его взгляд, в этой связи роль Армении как площадки для работы с Ираном повышается не только для США и ЕС, но и для Евразийского экономического союза (ЕАЭС), стремящегося создать зону свободной торговли с ИРИ. 

Среди стран ЕАЭС лишь Армения имеет сухопутную границу с Ираном и богатый опыт торговли с этой страной. В связи с этим неслучайно недавно министр по торговле Евразийской экономической комиссии Андрей Слепнев заявил, что инициатива создания зоны свободной торговли с Ираном обсуждается с «армянским бизнесом и армянскими регуляторами».

При успешной реализации данной инициативы, Армения, как утверждают специалисты, из периферийного анклава евразийского объединения может превратиться в ключевой коммуникационный узел.

Лента новостей
0