Пытается нивелировать влияние ААЦ на общество: теологи о "национальных ценностях" Пашиняна

© Sputnik / Asatur YesayantsПремьер-министр Никол Пашинян и католикос Гарегин II в Цицернакаберде на церемонии почитания памяти жертв в Сумгаите (28 февраля 2020). Еревaн
Премьер-министр Никол Пашинян и католикос Гарегин II в Цицернакаберде на церемонии почитания памяти жертв в Сумгаите (28 февраля 2020). Еревaн - Sputnik Армения, 1920, 08.05.2024
Подписаться
Напряженность между правительством Армении и Армянской апостольской церковью нарастает. Недавний пост премьера страны вызвал беспокойство среди теологов.
ЕРЕВАН, 8 мая – Sputnik. Последний пост премьер-министра Никола Пашиняна в соцсетях, где он изложил свое видение "национальных ценностей народа Республики Армения", поднял в стране волну обсуждений. Особенно остро армянская общественность отреагировала на ту часть публикации, в которой Пашинян, весьма вольно интерпретируя пресловутый список ценностей, приравнял Армянскую апостольскую церковь (ААЦ) к католической и евангелистской.
Такое толкование, стоит отметить, нарушает положения Конституции Армении, которая подчеркивает уникальную роль ААЦ в духовной жизни и культурном развитии армянского народа. Теологи, со своей стороны, считают этот шаг премьера неслучайным и видят в нем потенциальные угрозы.
Католикос всех армян Гарегин Второй и Католикос Великого Дома Киликийского Арам Первый - Sputnik Армения, 1920, 07.05.2024
Католикос Арам I обсудил ситуацию в Армении с Гарегином II и поддержал заявление ААЦ
Паргев Барсегян, завкафедрой богословия на факультете теологии ЕГУ, обращает внимание на использование Пашиняном определения "народ Республики Армения". Это, по его мнению, может указывать на попытку премьера ввести новый нарратив, разделяющий ценности армянского народа на традиционные и те, что присущи "народу Республики Армения".
В интервью Sputnik Армения Барсегян подчеркнул, что христианство в современном мире представлено множеством различных течений — от традиционных до нетрадиционных. Он подчеркнул важность четкого определения этого термина.
"Если в представлении премьера христианство включает в себя и секты, то, в данном случае, проводить параллели с национальными ценностями неприемлемо. Мы видим тенденцию к созданию на территории Армении искусственной концепции народа, в которой смешаны все религиозные направления и организации", — сказал эксперт.
ААЦ, по его словам, является непререкаемым лидером в удовлетворении духовных потребностей армянского народа и не имеет альтернатив в этой роли. Барсегян напоминает, что на протяжении тысячелетий именно ААЦ поддерживала духовное лидерство, и именно она является основой армянской национальной идентичности как внутри страны, так и за ее пределами. В последних публикациях премьера и в нападках властей на церковь богослов видит попытку нивелировать влияние церкви на общественную жизнь.
"Большинство критических высказываний безосновательны и надуманы. К тому же, утверждения о том, что церковь не должна вмешиваться в политику, абсурдны, так как ни Конституция, ни законы не запрещают духовенству участвовать в политической жизни. Духовные лидеры - такие же граждане, как и все остальные. Если церковь создаст партию и выиграет выборы, это также будет проявлением демократии," — подчеркнул завкафедрой.
В свою очередь преподаватель факультета теологии Ереванского государственного университета Вардан Хачатрян отмечает, что хотя история отношений между властью и церковью в Армении зачастую была напряженной, в критические моменты церковь всегда поддерживала государство, помогала как бороться с врагами, так и сохранять национальную идентичность и единство. Даже в условиях текущего противостояния власти не должны пренебрегать уникальной ролью церкви или приравнивать ее к другим религиозным организациям.
"Конституция четко указывает на исключительное историческое значение ААЦ, и ее роль должна быть ясно определена в политическом и общественном контексте. Пересмотр исторического наследия не отвечает интересам Армении," — подчеркнул Хачатрян.
Мировой опыт показывает, что церковь редко остается в стороне от политических процессов, отметил эксперт.

"Критиковать церковных деятелей можно, и можно быть недовольным отдельными эпизодами, но нельзя умалять роль Армянской апостольской церкви. Я против знака равенства между церковью и другими институтами, так как это приведет к потере части нашей исторической памяти. Это недопустимо, и положение о церкви в конституции должно оставаться неизменным," — заключил специалист.

О разногласиях между Армянской апостольской церковью и правительством Никола Пашиняна начали говорить вскоре после его прихода к власти в 2018 году. Некоторые эксперты предполагали, что именно власти спровоцировали неудавшееся движение против Католикоса Гарегина II. Конфликт между церковью и государством обострился после 44-дневной войны, когда церковь потребовала отставки премьера и его команды.
Ситуация усугубилась после 19 апреля 2024 года, когда МИД Армении объявил о соглашении с Азербайджаном начать делимитацию границ с Тавушской области. В ответ на это предстоятель епархии Тавушской области возглавил протестное движение и направился шествием в Ереван.
Премьер Армении Никол Пашинян на пресс-конференции 7 мая заявил, что Католикос всех армян фактически возглавляет политическое движение, конечным бенефициаром которого является экс-президент Роберт Кочарян. Соратники премьера также обвиняют духовенство во вмешательстве в политические дела страны.
Лента новостей
0