Имеет шанс стать одним из лучших: разработчик о проекте "сухого порта" в Гюмри

© Photo : provided by David IloyanКонтейнеровоз, выполняющий регулярные рейсы по маршруту порт Батуми - порт Новороссийск
Контейнеровоз, выполняющий регулярные рейсы по маршруту порт Батуми - порт Новороссийск - Sputnik Армения, 1920, 12.12.2023
Подписаться
В Армении ведутся активные работы над проектом "сухого порта" в Гюмри. Реализация проекта позволит создать крупную индустриальную зону со всей возможной и необходимой инфраструктурой и новыми рабочими местами.
Разработка технико-экономического обоснования (ТЭО) "Сухого порта" в Гюмри на финальной стадии. До 22 декабря – разработчик - международная нидерландская консалтинговая компания MTBS должна сдать отчет по ТЭО в Общественный инвестиционный комитет. Об этом в интервью Sputnik Армения сказал советник министра экономики Армении Шарль Малас, ответственный за организацию проекта.
Малас очень надеется, что Комитет до конца года одобрит реализацию проекта.
"После этого будет выбран оператор "сухого порта". В настоящее время уже ряд иностранных компаний проявили интерес к проекту, среди них и из стран Ближнего Востока", - сказал Малас.
По его словам, избранное предприятие должно быть международного уровня, обладать богатым опытом в ведении бизнеса, быть финансово сильным. В Армении таких нет.

Что даст Армении "сухой порт"

Концепция сухого порта широко распространена во всем мире и особенно актуальна для стран, не имеющих выхода к морю, таких, как Армения. По сути "сухой порт" ничем не отличается от морского, ни в инфраструктурном, ни в концептуальном планах. Отличие в том, что вместо кораблей – вагоны, железные дороги и грузовые автомобили.
"Сухой порт" станет идеальным решением для развития торговли на территории, имеющей статус свободной экономической зоны. Учитывая особенно слабую сторону экономики Армении, а именно связь с внешним миром, реализация проекта позволит открыть новые рабочие места (на начальном этапе свыше 100 рабочих мест, - ред.), создать экономическую активность, получить более эффективную транспортную систему (в системном плане).
Малас в будущем не исключил заключение двусторонних соглашений с аналогичными "сухими портами" в Грузии, России, Ираке и ряде стран.
Так, армянская и грузинская стороны могут заключить двустороннее соглашение, которое позволит осуществлять грузоперевозки по логике "от точки до точки" без дополнительной таможенной волокиты и прохождения соответствующих процедур на границе.
"Например, товары, которые выезжают из "сухого порта" в Гюмри, могут проходить таможенное оформление не на границе, а уже в "сухом порту" в Тбилиси. Оттуда доезжать до "сухого порта" в Москве без остановки на МАПП "Верхний Ларс", - сказал Малас.
В случае с Россией, это значительно разгрузит МАПП "Верхний Ларс", так как товары пройдут таможенное оформление не на погранпереходе, а в том же "сухом порту" Москвы.

Почему Гюмри

Гюмри является самым удобным городом для реализации концепции сухого порта, так как город может обеспечить автомобильную, воздушную и железнодорожную связь. Кроме того, здесь, хорошо развита инфраструктура, железнодорожная связь. Город граничит с Турцией, Грузией и может обеспечить связь с РФ и странами Европы, в том числе через порты Черного моря.
"Гюмри хороший кластер, где пересекаются транспортные узлы. Здесь множество возможностей для транспортировки грузов (ж/д, воздушное, автомобильное). Это его отличительная черта и его прелесть. Профессора из Австралии и ряда западных стран мне сказали, что этот проект имеет все шансы стать одним из лучших в мире", - сказал Малас.
Планируется создание целого индустриального парка, который будет привлекателен для иностранных инвестиций, для фармацевтических, хай-тек предприятий. Здесь же будут построены заводы, основано производство. Проект также позволит диверсифицировать торговлю и превратить Ширак в промышленную зону.
"Сухой порт", по замыслу министерства, станет многофункциональным и мультимодальным узлом для обслуживания региональных и международных компаний, нуждающихся в консолидации таможенных процессов. Он будет соприкасаться как с международным аэропортом "Ширак", так и железной дорогой и транспортным коридором "Север-Юг". В него войдут аэропорт в статусе свободной экономической зоны, распределительные центры (хабы), малые и средние предприятия, объекты легкой промышленности, производственные базы, поточные линии и международный продовольственный рынок.
Лента новостей
0