Грузинский урок для Армении и России

© SputnikСергей Маркедонов
Сергей Маркедонов - Sputnik Армения
Подписаться
Стабильность в Армении важна для стабильности во всем Закавказье, поскольку, карабахский конфликт продолжает быть рисковым для региональной безопасности, считает доцент кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики РГГУ Сергей Маркедонов

ЕРЕВАН, 3 сен — Sputnik. 4 сентября в Национальном собрании Армении состоятся слушания по поводу конституционной реформы. 21 августа этого года президент Серж Саркисян направил проект изменений Основного закона в высший законодательный орган страны. Дискуссия вокруг новой Конституции фактически открывает новый политический сезон в республике.
 
Протесты как стимул

Остроты ситуации добавляет тот факт, что с началом осени были предприняты попытки возобновления массовых протестных акций против повышения тарифов на электроэнергию, которые, казалось, пошли на спад в июле. На сегодняшний день трудно предсказать тот вектор, по которому будет развиваться общественная активность. Но очевидно одно: проблемы стоимости услуг энергетиков являются лишь частью общего непростого социально-экономического положения страны (здесь и девальвация национальной валюты, и падение экспорта, и уменьшение трансфертов из России).

И все эти сюжеты напрямую связаны с уровнем доверия действующей власти. Поэтому даже если в самом парламенте конституционные новеллы пройдут без особого труда, это отнюдь не означает гарантированного спокойствия для президента и его команды. Тем паче, что в Армении традиции уличной политики, не связанной с конкретными оппозиционными партиями и лидерами, весьма сильны.

Трудно вспомнить хотя бы одну избирательную кампанию в республике за весь постсоветский период, которая бы не сопровождалась массовыми выступлениями и попытками альтернативной трактовки итогов выборов. Но одной электоральной политикой дело не ограничивается. В республике сильны традиции социальных кампаний.

Сегодня  у всех на слуху активность движения «Нет грабежу!» Но это далеко не первый опыт подобного рода. В октябре 2013-го было организовано сообщество DEM.AM («Я-против!»), выступавшее против перехода к накопительной пенсионной системе. Во многом под воздействием акций, проводимых его активистами, 2 апреля 2014 года Конституционный суд  Армении приостановил действие закона о введении новых правил. В том  же, 2013 году, протестующие группы численностью от 200 до 500 человек (не имеющих четкой партийной привязки) сумели вынудить городские власти Еревана отказаться от увеличения тарифов на проезд в общественном транспорте на 50%.

Сейчас в Армении политический тайм-аут. Следующий избирательный цикл открывается в 2017 году выборами в Национальный парламент, за которыми последуют в 2018 году президентская кампания и избрание городского парламента Еревана (Совета старейшин). Учитывая тот факт, что в столице республики проживает почти треть всех избирателей, кампания городского уровня становится по определению еще одним общенациональным политическим смотром сил.

Между тем, в ныне действующей Конституции Армении (статья 50) введены ограничения для одного лица. Президент не может находиться во главе государства два срока подряд. Если следовать духу и букве Основного закона, то Серж Саркисян должен покинуть армянский политический Олимп через три года.

Реформа за реформой

Вспомним, что Армения не в первый раз осуществляет конституционные реформы. После распада Советского Союза некоторое время новое независимое государство жило по Основному закону, принятому еще в 1978 году. В результате дискуссии между властями и оппозицией проект нового Основного закона был вынесен на референдум и поддержан 5 июля 1995 года.

Первая постсоветская Конституция (дававшая сильные полномочия президенту) просуществовала до 27 ноября 2005 года. Именно в этот день состоялся еще один референдум, на котором был поддержан новый Основной закон. Конституционные новеллы касались расширения полномочий законодательной власти республики в процессе формирования правительства, сокращения полномочий президента при формировании судебной ветви власти, введения выборного начала в системе местного самоуправления.
 
Что же касается нынешнего конституционного реформирования, то о нем Серж Саркисян заговорил еще в сентябре 2013 года. Стоит обратить внимание, что в ходе своих двух кампаний 2008 и 2013 гг. он не педалировал тему поправок к Конституции.
 
Между тем, последние выборы, несмотря на отсутствие сильных конкурентов (в них не принимали участие такие «тяжеловесы» армянской политики, как Левон Тер-Петросян и тот же Гагик Царукян), не стали триумфом для власти. Они показали наличие в стране значительного недовольства курсом президента и правительства. И в этом плане второе место лидера партии «Наследие» Раффи Ованнисяна, получившего 36,74% голосов не было случайным, хотя столь высокий результат стал не столько демонстрацией поддержки именно этого кандидата, сколько голосованием от противного.

И в нынешнем проекте изменения Основного закона, направленном на переход к парламентской форме правления (что случилось в 2012 году в соседней Грузии) многие видят попытки власти «уходя – остаться». Ведь согласно новеллам президент будет выбираться не прямым всенародным голосованием, как сейчас, а голосами депутатом парламента сроком на 7 лет. При этом сама фигура президента становится в большей степени церемониально-символической, а реальные властные полномочия уходят в правительство и в парламент.

Выиграй правящая партия парламентские выборы в 2017 году, и появляется шанс на пролонгацию пребывания у власти действующих руководителей.

Однако данная схема, выглядящая, на первый взгляд, безупречно, может дать сбои, что мы уже могли наблюдать в Грузии, где, несмотря на всю мощь административного ресурса, Михаил Саакашвили не сумел обеспечить своей партии «Единое национальное движение» успех на парламентских выборах 2012 года. После чего Грузия прошла почти через год двоевластия, которое, не будь консолидирующей роли Запада (заинтересованного в сохранении этой кавказской страны в своей орбите), бог весть, чем могло закончиться.

Приоритет – внутриполитическая стабильность

В этом плане грузинский опыт мог бы стать хорошим уроком (всегда лучше учиться на чужих ошибках) и для властей Армении, и для России.

Конечно, реформирование Конституции – внутреннее дело Еревана, армянского политического класса и общества. Но Армения для России – не просто точка на карте, а важный союзник, член ОДКБ и ЕАЭС. Сохранение стабильности в РА крайне важно для стабильности во всем Закавказье, поскольку, в отличие от более или менее стабильной ситуации в Абхазии и в Южной Осетии, нагорно-карабахский конфликт сохраняет высокий потенциал риска для региональной безопасности. И никто не даст гарантий того, что там не произойдет «разморозка», если внутри Армении не удастся обеспечить качественного транзита от одной модели к другой (при всех имеющихся социально-экономических проблемах и проблеме с доверием общества к власти).

Было бы также большим риском допустить, чтобы недовольство властью отождествилось бы недовольством союзом РФ и Армении.

В данной ситуации и Москва могла бы позаимствовать некоторый «грузинский опыт». О чем идет речь? Для Запада Грузия  вне зависимости от правящей партии, важна как «своя страна» в регионе. Отсюда консолидированная поддержка внутренней стабильности в обмен на внешнеполитическую лояльность. Схожим образом и для Москвы, прежде всего, актуален выгодный для нее статус-кво (с  военной базой, ролью стратегического союзника с эксклюзивными интересами), а не фамилии первых лиц и занимаемые ими должности. В этой связи главный приоритет – это не выборный расклад с процентами, а внутриполитическая стабильность.

Отсюда настоятельная необходимость не ограничивать поле для контактов только  правящей партией, напротив, расширять его за счет и оппозиции, и НПО, и бизнеса, и парламентских контактов.

России крайне важно вести диалог со всеми силами в Армении, понимая, что сегодня Запад (с Турцией в НАТО) не имеет возможности предложить Еревану более эффективные гарантии безопасности по сравнению с российским предложением.

Представляется, что даже те, кого в СМИ принято называть «западниками» (что также далеко не всегда соответствует реальности, а скорее, является медийным клише), готовы к стратегическому взаимодействию с Москвой.

Сергей Маркедонов, доцент кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики Российского государственного гуманитарного университета – для Sputnik Армения

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Лента новостей
0